Как работает одна из самых успешных музыкальных индустрий: опыт Великобритании

Фото: EPA / UPG

Выступление Arcade Fire на фестивале Гластонбери в 2014

Предлагаю начать с вопроса, которому посвящен первый день форума Selector PRO: в каком состоянии сейчас находится британская музыкальная индустрия? Когда она стала считаться индустрией и начала расти - как в Британии, так и за ее пределами?

Камил Саттар Экономика музыкальной индустрии Великобритании приблизительно оценивается в 4,1 миллиарда фунтов стерлингов. Эта цифра включает концертную сферу, издательство музыки, музыкальных продюсеров, студии звукозаписи и экспорт. Исследования по оценке вклада в ВВП Британии проводилось официальным органом индустрии UK Music (организация, которая представляет коллективные интересы всех игроков музыкальной индустрии, и занимается лоббированием, исследованием и профессиональным развитием сектора - прим. Авт.), Которые изучили в целом музыкальную индустрию и ее вклад в экономику страны.

Джон Рострон: Креативный сектор Великобритании, думаю, по объему уступает лишь финансовом. Сама же музыка была признана индустрией, наверное, лет 15 назад, когда сложился и распространился термин "креативные индустрии". Примерно в конце 90-х специалисты стали оценивать экономический эффект от концертов, который мог превышать гонорар артиста в 40-50 раз за счет продажи алкоголя, еды, такси, отелям и тому подобное. Так появился музыкальный туризм как отдельный сегмент музиндустрии, который наконец обозначили пять лет назад.

И совокупный экономический эффект, полученный от музыкального экспорта, учитывается при оценке британской музыкальной индустрии?

Д.Р .: Да, в значительной мере. Сейчас музыка привлекает финансирование в два способа: через культурный обмен между артистами и через маркетинг и рекламу себя как товара, в том числе за рубежом. Оба являются частью экспортной стратегии, поддерживаемой как на общегосударственном, так и на локальном уровнях.

Фото: walesonline.co.uk

Эта стратегия развивается по инициативе самих артистов? Есть ли в государственных учреждениях понимание, что такая поддержка музыки должно принадлежать к их приоритетов или по крайней мере быть в их повестке дня?

Д.Р .: Это зависит от уровня артиста. Некоторые из них не до конца понимают ценность развития собственной международной аудитории. Мне кажется, молодые исполнители не до конца осознают потенциал иностранных слушателей для положительного влияния на их карьеры, поэтому британские артисты часто сосредотачиваются на британском рынке вместо международного.

Что касается государственной поддержки сектора, то она осуществляется через национальные художественные совета (государственные учреждения Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, через которые на конкурсной основе распределяется государственное финансирование в сфере культуры: бюджетные средства и часть прибыли Национальной лотереи - прим.авт), внедряющих механизмы поддержки начинающих музыкантов (например, гранты на выпуск дебютного альбома), концертных площадок и художественных центров, занимающихся музыкальными проектами и др.

Как я понимаю, это больше касается туров, но продажи музыки за рубежом также обеспечивают индустрии большие прибыли. Есть осознание среди молодых исполнителей, им следует прилагать усилия, чтобы зарабатывать на продажах своего контента за пределами Британии?

Д.Р: Многие молодых исполнителей публикуют свои произведения в интернете и считают, что так достигают глобальной аудитории слушателей, или имеющих достаточно потенциала для того, чтобы достигать поклонников по всему миру. Думаю, артистам не хватает понимания ценности зарубежных туров из-за чего они ставят приоритетом развитие аудитории внутри страны. В то же время, валлийськомовни музыканты более открыты к испытанию новых стран, потому что английский - не их родной язык, поэтому им легче взаимодействовать с неанглоязычной аудиторией.

К.С .: Да, это понимание у многих артистов. Сегодня они имеют гораздо больше вариантов, чтобы контактировать с аудиторией напрямую, к тому же рекламные инструменты и, скажем, социальные сети сразу выводят это общение на международный уровень. Артисты нередко занимаются этим самостоятельно, но в Британии немало активных независимых лейблов, которые нанимают команды для продвижения музыки как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Которые сейчас три ключевые вызовы, стоящие перед британской музыкальной индустрией?

К.С .: Отношение музыкальной индустрии к новым технологиям и ответ на изменения остается ключевым вызовом. Последние 15 лет показали, что индустрия не справилась с пиратством и блокировкой контента, а преследование помешали этой сфере. Традиционный аналоговый бизнес давал возможность заработать деньги, и ландшафт стремительно меняется: потребление становится мобильным и мгновенным.

Фото: Британский Совет в Украине

Камилл Саттар

Я видела, как эти форматы побеждали компании и делали их лишними, вызывали сокращение персонала и ресурсов. Мать музыкальный магазин на главной улице означало бороться за выживание, такие как магазины Virgin Music и HMV. Консолидация крупных лейблов привела к сохранению всего трех действующих музыкальных компаний в Великобритании, в то время как в начале 2000-х их было пять. Музыкальная индустрия стала более жесткой, расцвела независимая сцена.

Работа в Proper Music Distribution течение последних двух лет открыла мне глаза, насколько мало зарабатывают малые и средние лейблы, продавая цифровую музыку. Музыкантам нужно труднее работать, чтобы содержать аудиторию, а также работать с различными аудиториями на многих платформах.

Какие бы вы назвали три ключевых изменения в музыке Британии за последние пять лет?

Прежде всего рост стриминга (сервисы, позволяющие легально слушать музыку онлайн без покупки и загрузки отдельных треков или альбомов - пользователи платят относительно небольшую ежемесячную абонплату - прим.). Он обошел рынок загрузок / МР3досить уверенно - 50000000 платных подписчиков Spotify и 27000000 Apple Music в глобальном измерении - это очень важное охвата. Мы видим нишевых, независимых артистов с мировым потенциалом, которые прекрасно чувствуют себя без ротации на радио и поддержки медиа, ориентируются на широкую аудиторию.

Краудфандеры, такие как Kickstarter, становятся важным инструментом для новых артистов. Низовое финансирования помогает музыкантам сделать свои первые записи, причем без затрат на туры или медиаподдержку. В то время как государство постоянно сокращает финансирование художественных проектов, призыв к фанам о поддержке помогает расширить лояльную аудиторию и способствует узнаваемости артиста. Иногда и известные артисты не заключают контрактов на запись, такие как De La Soul, которые использовали краудфандинг, чтобы профинансировать свой новый альбом.

Возвращение винила. Этот формат так долго находился в упадке, а сейчас в Британии наблюдается его настоящее возрождение.

Фото: EPA / UPG

Мой следующий вопрос - о системе поддержки артистов. Речь идет о широкой музыкальную экосистему, инфраструктуру, которая поддерживает исполнителей - концертные площадки, лейблы, записывающие компании, студии, маркетинговые агентства, обслуживающие. Элементы в ней сильнейшие и слабые, на ваш взгляд?

К.С .: Индустрия живых выступлений изобилует - мы открываем сезон фестивалей и видим больше и больше «бутиковых» фестивалей (мало- и среднеформатные фестивале со специфическими лайнапом, не ориентированы на массовость или широкую публику - прим.), Которые становятся все более доступными . Музыкальный туризм в Великобритании очень развит: более 767,000 посетителей из-за рубежа приезжают на наши концерты и фестивали. Самое трудное для музыкантов понять, как взимать плату с таких сайтов, как YouTube. Все больше призывов по изменению законодательства, регулирующего работу таких платформ, для более честного использования и воспроизведения музыки.

Д.Р .: Это сложный вопрос. Думаю, система независимых лейблов - это ли не самое ценное, что мы имеем в британской музиндустрии. Есть ряд лейблов, которые занимаются поиском новых талантов и вкладывают ресурсы, чтобы помочь им записываться и находить слушателей. Без них были бы сотни или даже тысячи записей, которые никто не слышал, потому что мейджоры сосредотачиваются на больших прибылях.

Этот сегмент дополняется сектором независимых фестивалей, который у нас растет и становится очень мощным. Они вкладывают очень много усилий для продвижения артистов без получения коммерческой выгоды. Но даже без них немало платформ, где исполнители могут публиковать свою музыку, а слушатели - ее открывать. И, пожалуй, третий элемент в этой системе - это компания BBC и ресурс "BBC Introducing ...", где артисты легко могут размещать свою музыку, которую сразу можно слушать, и получают извещения о каждом прослушивания. BBC выстроила систему станций и платформ, дают гораздо больше путей для исполнителей к их слушателей. Продолжением этой схемы есть сцены BBC на различных событиях и на масштабных фестивалях, на которых выступают исполнители со всей Великобритании, а не только, например, из Лондона.

Фото: emmastevensmusic.com

Есть ли слабые элементы в цикле, через который проходят все исполнители - продакшен, релизы, маркетинг, туры, поиск аудитории и т.д.?

Д.Р .: Да. Думаю, низовым заведениям сейчас нелегко. Многие из них закрываются из-за нехватки посетителей. Они находятся под давлением различных вызовов - и это не только такие вещи, как арендная плата или ценообразования - но и гораздо больше возможностей для людей, которых раньше не существовало, которые открывает, например, Netflix. Молодой человек теперь может любить разные стили музыки, и поп, и рок. Это означает больше вызовов для сектора живых выступлений. Поэтому таким заведениям становится труднее привлекать посетителей. Все больше групп хотят выполнять свою музыку, а концертных слотов хватает не на всех.

Учитывая все вызовы, которые вы назвали, как индустрия защищает себя? Какие механизмы лоббирования и профессиональные организации, поддерживающие индустрию и совместно отстаивают ее интересы?

К.С Ассоциация Независимой Музыки и Всемирная Независимая Сеть неутомимо лоббируют интересы независимого сектора в Великобритании. Merlin - агентство, представляющее независимые лейблы. Недавно они успешно провели переговоры с Spotify и Apple Music, обеспечив для независимых лейблов справедливую сделку наравне с крупными компаниями. В плане сборов за авторские права - это PRS (независимое агентство, распределяющая роялти среди артистов за трансляцию, воспроизведение, загрузка их музыки или использования ее в фильмах или на телевидении - прим.), А также организации BPI (представительная организация, членами которой являются более 400 крупных и независимых музыкальных компаний, продающих 85% музыки в Великобритании - прим.) и UK Music, которые финансируются правительством.

Д.Р: Самая большая организация - это UK Music. По сути, это организация по лоббированию часто ведет переговоры с чиновниками и политиками. Это, пожалуй, главный орган, который также включает много специализированных организаций - независимых фестивалей, лейблов, музыкантов, промоутеров, издателей.

Какими будут последствия выхода Великобритании из Европейского Союза для индустрии? Что изменилось после прошлогоднего референдума и чего ожидать, когда Brexit формально завершится?

Д.Р: Да, если закончится. Есть несколько вещей. По концертов - уже есть изменения в оплате гонораров: теперь они платятся в локальных валютах, а не в фунтах стерлингов. Это произошло почти мгновенно, потому что фунт стал терять стоимость - и, похоже, так будет и впредь. Есть также волнения относительно виз и неуверенность относительно свободного движения людей. Но в остальном, думаю, время ожидания. Рынок фестивалей в ожидании, потому что с британскими фестивалями конкурировали европейские - с дешевыми билетами, свободным доступом в другие страны. Теперь людям может быть сложнее путешествовать на зарубежные фестивали.

Фото: EPA / UPG

В экономическом плане изменений не заметно, скорее в культурном - в то время как британской музыкой интересуются в США, является боязнь, что удаление Британии от Европы снизит интерес к британской музыки и продавать ее будет сложнее.

К.С .: Разговоры о Brexit и его значение для музыкальной индустрии продолжаются и конкретных ответов ни у кого. Я могу предположить подорожание зарубежных туров из-за падения стоимости фунта, рост административных расходов, введение виз ... Мы ничего не будем знать, пока не начнутся переговоры о выходе из ЕС с Европейской Комиссией.

Джон, не могу обойти музыкальные награды, относящихся к твоей специализации. Мне кажется, в Украине мало авторитетных музыкальных наград, которые действительно имеют значение для индустрии в целом. Что нужно для того, чтобы возникла утвердилась признана и уважаема музыкальная премия, и благодаря чему в Британии существует столько музыкальных премий?

Д.Р: Думаю, то, что срабатывает у нас - такие премии очень честными и держат тесную связь с артистами. О национальных премий - Валлийский и Ирландская музыкальные премии очень открытыми и демократичными и одновременно не представляют, что дают больше, чем могут. Они не делают мгновенно звезд из исполнителей, зато сводят вместе очень много артистов, которые ранее не пересекались. Они не отмечают, сколько у тебя фанов, проданных копий альбома, или какой у тебя бюджет на маркетинг. Здесь рядом могут стоять артисты, сделали альбом у себя в спальне, и записи, выпущенные крупными лейблами с тысячами проданных копий - здесь они стоят на одном уровне, а это нечасто бывает. Поэтому эти премии и уважают - потому большие награды, например Brit Awards (самая большая в нашей стране), в основном отмечают тех, у кого инвестировали больше денег.

Но, вероятно, как артисты, так и аудитория - имеют в конечном итоге доверять людям, которые принимают решения и делают. Среди артистов должна быть конкуренция за аудиторию, должен появиться институт музыкальной критики, среди медийщиков должен быть запрос на новый контент и т.д.?

Д.Р: Да, индустрия имеет накопить своеобразную «критическую массу», когда потребность в отличиях и профессиональной критике осознают все участники рынка. Надо придать процессу импульса, привлекая большое количество людей, работающих в музыкальном секторе. Они должны быть частью этого процесса - весь год, когда ты слушаешь и обсуждаешь альбомы, и в судейском процессе, когда привлекаешь их для голосования за лучший альбом, а на самом деле - открываешь им новых исполнителей, интересуют новой музыкой. Далее они ставят эту музыку в ротацию и ТВ и радио, пишут о ней. Таким образом процесс отбора становится не менее полезным и важным для исполнителей, чем получение премии или награды.

Перевод Богдана Жука.

Когда она стала считаться индустрией и начала расти - как в Британии, так и за ее пределами?
И совокупный экономический эффект, полученный от музыкального экспорта, учитывается при оценке британской музыкальной индустрии?
Есть ли в государственных учреждениях понимание, что такая поддержка музыки должно принадлежать к их приоритетов или по крайней мере быть в их повестке дня?
Есть осознание среди молодых исполнителей, им следует прилагать усилия, чтобы зарабатывать на продажах своего контента за пределами Британии?
Которые сейчас три ключевые вызовы, стоящие перед британской музыкальной индустрией?
Какие бы вы назвали три ключевых изменения в музыке Британии за последние пять лет?
Элементы в ней сильнейшие и слабые, на ваш взгляд?
Учитывая все вызовы, которые вы назвали, как индустрия защищает себя?
Какие механизмы лоббирования и профессиональные организации, поддерживающие индустрию и совместно отстаивают ее интересы?
Что изменилось после прошлогоднего референдума и чего ожидать, когда Brexit формально завершится?